Политическая ситуация в советском государстве. Сведения об истории и деятельности муфтиев Бабахановых.
Об участи религии и судьбе духовенства в советском государстве.
В 1924 – 1942 годах по приказу центра(Москва) жестокость атеистов достигла своего пика:
проводилась всеобщая репрессия, большевики бросили клич “Религия – опиум для народа”, были разрушены и закрыты все мечети и медресе; известные религиозные деятели – имамы, ишаны, улемы были оклеветаны и посажены в тюрмы. Многие из них чтобы сохранить жизнь вынуждены были уехать за границу;
На протяжении многих веков созданные и сохранённые как зеницу ока редкие многотомные книги, бесценные рукописи на арабском языке были сожжены, утоплены в речках, зарыты в землю. Народная молва гласит, что Уратюбинский кирпичный завод в течении месяца обжигал кирпичи сжигая в топках религиозные книги и рукописи.
Священный Коран не только читать, но и хранить дома считалось преступлением.
Иосиф Сталин в 1928 году 9 июля выдвинул лозунг “Вперёд по пути к социализму”, в это время обострилась классовая борьба. В этот же год 120 гектаров земли в посёлке Ялангач были конфискованы и переданы в коллективное хозяйство. Эти земли Мухиддина кади были подарены дочери Тохтахонпошша в качестве приданного в день свадьбы, где проживали три сына шейха Эшона Бабахана и Тохтахонпошши. Каждому из сыновей были оставлены по 15 сотых земли.
Дом с внутренним и внешним двориками в Ташкенте в махалле Хазрати имом, имущество, редкие рукописи и многотомные книги были конфискованы. Семья шейха Эшона Бабахана из 13 человек в декабре 1928 в холодную зиму была выселена представителями местной власти с участием милиции. Представители власти угрожали шейху, что если не подчинятся, то выселят из Ташкента без права прописки. Был наложен налог в сумме пять тысяч рублей, опять таки с угрозой, что если не оплатят своевременно, то будут приняты строгие административные меры. 70-летний Шейх Эшон Бабахан боясь угроз был вынужден продать приданное дочерей и оплатить 1200 рублей налога.
Имам хатиб мечети «Тилла Шайх», мударрис медресе «Мўйи муборак» шейх Эшон Бабахан и его семья были под неусыпным контролем местной власти. Дети были исключены из школы, сам шейх и его сыновья были вынуждены скрываться от преследований и неустанных наблюдений атеистов. В 1924—1937 годах шейха Эшона Бабахана представители надзорных органов часто забирали в участок, держали без воды и еды и только глубокой ночью отпускали домой.
В 1937 году шейха Эшон Бабахана и его сына Зайниддинхон кары обвинив в духовном наставничестве посадили в ташкентскую тюрьму. Сына отправили в Сибирь и в 1938 году расстреляли. В те годы видные улемы Имам Хасан кары Абдулмажидов, Хожиакбархон Мухитдинов, Усмон Содиков, Умар Икромов, Мулла Али Шермухамедов, Исроил Иноятов, Фузаил махсум Шамсуддинов, Абдулла кары Юлдашев, Тилла тура Касымтураев, Насруллохон Хашимов, Шорасул коры Карабаев, Нишон кары Раҳматуллаев и другие были брошены в тюрьму, многие из них погибли в сырых тюремных подвалах.
В 1939 году государственные предприятия не принимали на работу Бадриддинхана и Носриддинхана по причине того, что являлись сыновьями шейха Эшона Бабахана. Семью надо было кормить, поэтому оба сына поменяли фамилию Бабаханов на Бабаев. Бадриддинхан овладев специальностью токаря устроился на завод, Насриддинхан стал работать секретарём махаллинского комитета.
В 1941 году в январе месяце работники внутренних органов опять таки обвинив в духовном наставничестве второй раз посадили в тюрьму 83-летнего шейха Эшона Бабахана, в феврале месяце посадили в тюрьму сына Зияуддинхана кары, который скрывался в Бекабаде. Следствием продолжалось десять месяцев, не сумев предъявить обвинение уголовное преследование было прекращено, отец и сын были отпущены на свободу.
В 1991 году 1 сентября Узбекистан объявил о своей независимости и вышел из состава СССР. Благодаря независимости стали восстанав-ливаться духовные и исторические ценности, которыми вооружаются подрастающее поколение и население.
В 150 году по Хиджре (примерно 780 г) Ҳазрат Ювош Боб ибн Абдур ар-Раҳмон со своим войском и соратниками прибыли из Шама в Центральную Азию в качестве распространителей Ислама. Представители последующих поколений Хазрата также были исламскими просветителями. Так в ХХ веке представителем двадцать первого поколения был шейх Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан, представителем двадцать второго поколения был шейх Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан, представителем двадцать третьего поколения был шейх Шамсиддинхан Бабаханов. Они жили в советском государстве с атеистической идеологией проводившая политику “безбожников”. Инициатива шейха Эшона Бабахана по образованию Духовного центра, который мог бы объединять и направлять по правильному руслу разобщённые мусульманские общины в регионе была поддержана руководством Советского государства. Разрешение было дано 22 мая 1943 года, в октябре 1943 года образовано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана(САДУМ), разработана структура САДУМ, в 1945 году открыто единственное в СССР медресе Мир Араб в Бухаре, подготовлены религиозные кадры, так возрождалась исламская религия в атеистическом государстве. Усилиями шейха Эшона Бабахана и шейха Зияуддинхана их дальновидностью восстановлены смысл ханафитского мазхаба и накшбандийского тариката, были установлены дружеские отношения с единоверцами из 80 стран мира.
ШЕЙХ ЭШОН БАБАХАН ибн АБДУЛМАЖИДХАН ( 1858-1957 г.г.)
Имам хатиб мечети Тилла Шайх, с 1924 года по 1943 год находился под давлением органов власти. В 1928 году кнфисковали дом в махалле Ҳазрати Имом, бесценные книги и рукописи. Инициатор образования Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана(САДУМ) в 1943 году. В 1943-1957годах первый председатель и муфтий пяти республик, 1950-1957г.г. член Президиума Советского и Узбекского комитетов Защиты Мира, в 1951-1957 г.г. член Всемирного Совета Мира. Награждён советским орданом “Трудового Красного Знамени”.
ШЕЙХ ЗИЯВУДДИНХАН ибн ЭШОН БАБАХАН (1908-1982 г.г.)
Имам хатиб ташкентской мечети в годы репрессий(1935-1941г.г.)прятался от преследова-телей, был в бегах, но не смог избежать тюремного заключения.
С 1943 года был первым помощником отца-шейха Эшона Бабахана в образовании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ). На Первом курултае мусульман избран ответственным секретарём САДУМ и кады Узбекистана, на Втором курултае мусульман избран заместителем председателя САДУМ.
В 1957 году на Третьем курултае мусульман избран председателем САДУМ и муфтием пяти республик. На этой должности проработал беспрерывно 25 лет. В 1962 в составе Совета по делам религий при Совете Министров СССР был организован Отдел мусульманских организаций по внешним связям, руководителем Отдела был избран муфтий Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан, на этой должности проработал беспрерывно 20 лет. По инициативе Шейха Зияуддинхана ибн Эшона Бабахана в 1971 году принято постановление Союзного Правительства об открытии в Ташкенте первого Исламского института имени Имама аль- Бухари.
Активное участие принимал в работе Всемирных, Союзных и Республиканских общественных организаций: в 1955-1982 годах являлся членом Всемирного Совета Мира, в 1955-1982 годах членом Президиума Советского и Узбекского Комитетов Защиты Мира, в 1960-1982 годах был членом Президиума Советского Комитета Организации Солидарности народов Азии и Африки, членом Президиума Советского и Узбекского Обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, членом Всемирного Совета по мечетям. За выдающиеся заслуги в духовно-просветительской деятельности, в боьбе за мир и укрепление дружбы между народами награждён орденами Хашимитского Королевства Иордании, государства Ливан, Королевства Марокко, Сирийской Арабской Республики и Советского Союза.
ШЕЙХ ШАМСИДДИНХАН БАБАХАНОВ (1937-2003 г.г.)
В 1961 году аспирант Института Востоковедения Академии наук СССР. В 1962-1974 годах старший референт Отдела мусульманских организаций по внешним связям Совета по делам религий при Совете Министроы СССР. В 1962-1966 годах повышал квалификацию в университете Ал-Азхар по арабской филологии, кандидат филологических наук. В 1974-1975 годах проректор Ташкентского Исламского института им. Имама ал-Бухари, в 1975-1982 годах ректор.
В 1982 году на Курултае мусульман избран председателем САДУМ и муфтием пяти республик, одновременно на совещании председателей мусульманских организаций СССР избран руководителем Отдела мусульманских организаций Совета по делам религий при Совете Министров СССР. В 1983-1990 годах член Всемирного Совета Мира, в 1983-1990 годах член Президиума Советского и Узбекского Комитетов защиты Мира, в 1983-1990 годах член Президиума Советского Комитета Организации Солидарности народов Азии и Африки, член Президиума Советского и Узбекского Обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, в 1985-2003 годах действительный член Иорданской Королевкий Исломской академии; лауреат международной премии имени Абу Али ибн Сино. В 1987 году награждён советским орденом “Дружбы народов”.
В 1994-2003 годах на дипломатической работе: Чрезвычайный и полномочный посол Республики Узбекистан в Арабской Республике Египет, Королевстве Саудовская Аравия, Эмирате Қувейт, Хашимитском Королевстве Иордания, Королевстве Бахрейн, Алжирской Республике.
Материал подготовлен Фондом Муфтиев Бабахановых.
Ташкент, 2023 год.